Кыргызско-Татарское общество дружбы и сотрудничества подвело итоги традиционного открытого республиканского конкурса сочинений «Здравствуй, Россия!». Торжественное награждение талантливых детей прошло в школе-гимназии № 24 имени Аалы Токомбаева в большой праздник – День России.

 Как рассказывает президент КТОДС Хабибула Газизов приём конкурсных работ длился с 25 декабря прошлого года по 10 мая нынешнего. Все это время организаторы ждали от учащихся сочинений, посвящённых истории и культуре Российской Федерации - события, выдающиеся личности (педагоги государственные и общественные деятели, ученые, дипломаты, композиторы, писатели, поэты, художники, скульпторы и архитекторы, медики, воины и военноначальники, конструкторы, изобретатели), памятники культуры.

Творческие работы проверялись по критериям: знание истории, литературное оформление. Участники конкурса были разделены на три группы: 6-7, 8-9, 10-11 классы. «Это очень важное и уместное мероприятие, которое, с моей точки зрения, призвано вдохнуть в сознание, подсознание и самосознание нынешней молодежи,  учащихся республики непорочный, здоровый и долговременный интерес к читающей и культурной истории и современности РФ», - поделился Х. Закиевич.

В конкурсе активно участвовали школьники со всей страны. Поступило большое количество интересных творческих работ, но лучшими из них комиссия признала только 12. Трое учеников были удостоены диплома  I-степени, еще трое II-ой, и двое III-ей, еще четверым вручены благодарственные письма. Также почетные грамоты за подготовку дипломанта и активное участие в конкурсе получили преподаватели – Раиса Риксиева, Надежда Степанцова, Надежда Фарафовна, Айна Бакирова, Неля Антонова и Валентина Лукина. Еще одна грамота «За активную работу по патриотическому воспитанию молодежи» вручена директору школы-гимназии № 24 имени Аалы Токомбаева Анаре Хабибовне. «Я очень рада, что из года в год в нашей стране отмечается день России. И к этому празднику ежегодно проходит конкурс на лучшее сочинение. Проводить его в нашей школе уже стало традицией. Я считаю, что такие мероприятия, безусловно, очень важны, а как еще иначе воспитывать наших детей, если не заставить их мыслить, думать, слагать стихи о своей Родине. Поэтому, на мой взгляд, это один их способов патриотического воспитания»,- отметила А. Абдураимова. «К сожалению, нынешние дети не знают о Советском союзе, не знают своей истории. Ведь мы действительно были одной могущей державой в то время, гордились и любили нашу родину, которая называлась СССР», - добавила она и пожелала своим ученикам творческих успехов, всегда любить и беречь родную страну.

 Нужно сказать, что детям очень повезло, ведь свои дипломы они получили лично из рук героя Кыргызстана и России, летчика-космонавта Салижана Шарипова. «Несмотря на то, что Советский союз распался, дружба между нашими народами была, есть и будет. Мы с Россией навсегда!  Я с гордостью держу флаги этих двух стран. И очень рад, что наши дети в Кыргызстане так глубоко изучают русский язык. Ведь Россия – наш близкий сосед, и наше будущее тесно с ней связано. Поэтому знание данного языка необходимо. Проведение подобных конкурсов помогает дополнительно обогащаться знаниями»,-  сказал С. Шакирович.

Поздравив детей с праздником, он призвал их  учиться, трудитьсяи жить на благо страны и всегда ею гордиться.

Школьников также поздравил Председатель республиканского Совета ветеранов войны, вооруженных сил и правоохранительных органов Тарас Токомбаев.Он подарил детям Республиканскую Книгу Памятипосвященную павшим воинам Великой Отечественной войны. Пожелал им успехов в учебе, мира и благополучия.

 Благодарные дети тоже решили порадовать почетных гостей и подготовили для них интересную и можно даже сказать трогательную концертную программу.Ну как тут устоять и не растаять, когда милые маленькие девочки-очаровашки в ярких костюмах так стараются понравиться зрителям, сидящем в зале.  Артистки только закончили второй класс, а у них уже есть своя группа с необычным названием «Микс-24». Они исполнили два танца – веселую «Малинку» и национальный «Кара жорго». Восхитила и взяла за душу своим проникновенным голосом Айзана Усупбалиева, которая две песни «Созулма» и «Кыргыз жери» просто держала нас всех в плену. Зарядила хорошим настроением и следующая выступающая лауреат конкурса «Жоокер ыры» 2015 Вера Колесова с песней «Папе, маме».

 Ну а теперь познакомлю вас с победителями конкурса и их работами. Ученица 8- го класса средней школы-гимназии № 6 города Кара-Балта Мухаббат Айбашева заняла первое место. Выбранная ею тема звучит так: «Великая Отечественная война и судьбы  детей». В своем сочинении школьница пишет, что война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру, дети играли. Они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети ВОВ"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Война отучила этих детей плакать. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки…

Эту же тему продолжила сестра Мухаббат, Ситора Айбашева, ученица этой же школы, только 6 «А»класса. Свою творческую работу она назвала «Цена Победы», за которую тоже заняла 1-ое место. «Я выбрала эту тему, потому что война  страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб», - размышляет она.

Вот небольшой отрывок из ее сочинения. …Много детских жизней унесли войны, но в нашей памяти эти маленькие люди навсегда останутся юными, веселыми и задорными. Их романтические мечты о путешествиях, полетах, открытиях не сбылись, потому что слишком рано оборвались их жизни. Все, к чему они стремились, что снилось им в счастливых снах, они оставили нам… Мы тоже мечтаем о хорошем будущем, о больших и малых победах, но твердо верим, что эти победы должны быть только мирными. Пусть больше никогда на Земле не будет войн.  

Я думаю, детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить? На этот вопрос никто не мог ответить. У каждого такого ребёнка была своя страшная история жизни в блокадном городе. У большинства блокадных детей родители умирали на глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем без войны.  Но больше всего меня поражают и шокируют факты о детях в фашистских концлагерях. И как бы не было тяжело взрослым и детям в ту страшную войну, никто не терял веру в Победу. Все шли к этому, все верили и Победили сильного. И всех стариков, солдат, офицеров, женщин, детей, которые отдали свою жизнь во имя Родины и Победы, сколько бы времени не прошло, мы должны помнить их. «В своем сочинении попыталась представить только одну трагическую страницу войны - война и дети.  Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как мы. Каникулы, лето, тепло. И вдруг война. Особенно трагична судьба детей, которых угоняли, как и взрослых, на вражескую территорию. Многие из них гибли в концлагерях»,- пишет школьница.

В числе лучших и эссе ученицы 6- го класса средней школы-гимназии № 6 города Кара-Балта Алии Айкимбековой.

«Петр Великий и тайны из его жизни». «Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, побуждающее нас, мимо нашей собственной воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием и на потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить его до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти.История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие преобразований от этих реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они охватывали все стороны жизни народа и государства. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить»,- говорит она в нем.

 

Вот еще один интересный отрывок из сочинения Акылай Зиялиевой ученицы 9 класса школы №11 им. М. Горького, города Каракол.

…Россия настолько великая, многонациональная, непобедимая, многогранная страна, даже не страна, а целый мир, в котором есть всё - от шедевров архитектуры до самых красивых природных достопримечательностей, что хочется попутешествовать по ней и узнать о ней больше. И для этого я хочу воспользоваться волшебной лупой, которая покажет  в любое время всё, что хотела бы узнать: историю, культуру, природу.

И вот, я начала проводить лупой по огромной территории России. Первое, что я заметила - многие дома в городах и в селах России были деревянные. Интересно, в каком я сейчас веке? А здесь я вижу, что строят большое здание- это был Московский университет. По литературе я читала, что основание Московского Государственного Университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова примерно в середине XVIII века.  А вот и ответ! Я попала в  XVIII век - в век преобразования, зарождения и расцвета России.

 

Ну а самой душевной творческой работой я бы назвала десятиклассницы средней школы им. Казыбая Чылабаева,

Жети-Огузского района села Барскоон Акылай Толубаевой.

..Россия! Каждый любит ее своей неповторимой любовью.  Я восхищаюсь, ее природой: березовые рощи, многочисленные озёра, многоводные реки, горы, тайга, цветы … От этой красоты захватывает дух! Не зря же такие великие поэты как Пушкин, Лермонтов, Есенин воспевали это величие в своих стихах. Мне кажется, что ни в какой другой стране не таких многоликих рассветов и закатов, завораживающих соловьиных трелей, напевных переливов колоколов многочисленных храмов с золотыми Куполами. Ведь ее невозможно не любить … Она – часть нашей души. Это чувство растет вместе с нами и укрепляется в нашем сознании в течение всей жизни. «Я люблю народ: талантливый, умный, поэтичный, со своей самобытный национальной культурой за щедрость, гостеприимство, великодушие и открытость. Народ, умеющий ценить и защищать свою родину, отстаивая границы, свободу и независимость.

За что же я так люблю Россию?». А ее нельзя не любить и нельзя любить за, что – то. Ее надо просто любить, любить за все и безоглядно. За шепот листьев, за журчание ручья, за капли утренней росы, за золотую осень, за запах первых подснежников.

Любить Россию – это не только восхищаться своей страной и жить только настоящим. Нужно помнить о прошлом страны, ценить наследие своих предков. Действительно у России великое прошлое, несмотря на большое количество пролитой крови и пережитого горя. Я преклоняюсь перед теми людьми, которые не жалея своей жизни, бросались в атаку ради того, чтобы их потомки жили в свободной стране.

 Аида ШИРИНОВА